Термин «Маяк» применяется в строительных работах довольно часто. К примеру, можно сделать стяжку по маякам, или штукатурку, да мало ли. В кирпичной кладке тоже есть такое понятие и сейчас мы постараемся разобраться что это такое, и как это применяется в работе.
Ни для кого не секрет, что кладка прямого участка стены осуществляется по причальному шнуру. Как правило, в качестве причального шнура используют капроновую нить. Иногда её можно найти в хозяйственных магазинах, но я чаще всего покупаю её на рынке, где торгуют принадлежностями для рыбалки. Странно, но почему-то только там я нахожу именно такую нить, которая нужна, которая имеет достаточную прочность и не растягивается в процессе использования. Именно это неприятное свойство нити заставляет устраивать промежуточные маяки на стене во время кирпичной кладки. Если мы строим стену, длинна которой превышает 15-20 метров, нам точно так же приходится натягивать причальный шнур от угла до угла и выполнять по нему кирпичную кладку, как если бы это была стена длинной всего один метр. Капроновая нить, пребывающая в очень натянутом состоянии, при этом постепенно растягивается и провисает, от чего расстояние от нити до кирпича предыдущего ряда немного уменьшается. Но мы-то кладём кирпич именно по причальному шнуру! Визуально, провисание нити определить довольно сложно. Для этого достаточно проверить её натяжение, и если на таком большом участке нить не кажется туго натянутой и не звенит как струна, можете быть уверены, она провисла по центру. Можно, конечно, натянуть её заново, но это не спасёт от последующего растяжения и провисания.
При выполнении лицевой кирпичной кладки под расшивку, провисание нити по центру чревато неприятностями. К середине ряда размер шва настолько уменьшится, что это станет заметно невооружённым глазом, тогда как следующий за ним ряд будет иметь толщину шва гораздо большую чем требуется. Ни о каком качестве лицевой кладки, в таком случае, говорить не приходится и такую кладку следует разобрать и переделать заново.
Ещё один момент, связанный с кладкой больших участков стены – ветер. Каменщикам приходится работать в различных погодных условиях. В дождь, конечно, мы не работаем, но в сильный ветер строительство не прекращается. Вот тут-то и начинается неудобство, связанное с причальным шнуром. Если шнур натянут на большом участке стены, то как бы туго он не был натянут, его всё равно будет раскачивать и колебать ветром. Ну а если шнур при этом растянулся и провис, работать будет совсем невозможно. Все эти неприятности осложняют работу, но их довольно легко предотвратить, устроив на кирпичной кладке промежуточный маяк.
Итак, для того чтобы сделать маяк нам необходимо натянуть причальный шнур на новый ряд. По краям стены замеряем рулеткой расстояние от кирпича предыдущего ряда до шнура. Если строительство ведётся из полуторного кирпича, то как я уже не раз здесь упоминал, лучше всего, если это будет 10 см. Конечно, в зависимости от применяемой кладки высота шва может отличаться в ту или иную сторону, но в данном случае для нас это не совсем важно. Главное, чтобы все швы на нашей стене из лицевого кирпича были одинаковыми, для чего, собственно говоря, и необходим маяк.
После того как мы замерили высоту ряда на углах, перемещаемся к самому центру, туда где мы будем выкладывать маяковый кирпич, и снова производим замер от кирпича предыдущего ряда до причального шнура. Высота должна быть такой же, как и на углах. Если всё нормально и отклонений по высоте нет, в самом центре стены выкладываем на раствор один кирпич. После этого проверяем правильность его расположения с помощью уровня, и ещё раз заверяем высоту получившегося ряда. Если по каким-то причинам не удаётся натянуть шнур, или из-за большой длинны он постоянно провисает, маяковый кирпич следует выложить не обращая внимания на шнур, используя только уровень и рулетку для конотроля высоты ряда. Затем, натянув как следует причальный шнур, по самому центру наматываем его на небольшой гвоздик, как это показано на иллюстрации, и прижимаем к маяковому кирпичу другим кирпичом. В результате этих действий, причальный шнур будет прочно зафиксирован по самому центру, что значительно сократит амплитуду колебаний в результате воздействия ветра, и предотвратит постепенное провисание натянутого шнура.